Математика 5-6 классы. 32. Прямая и обратная пропорциональности
- Подробности
- Категория: Математика 5-6 классы
Прямая и обратная пропорциональность
Частное двух величин также называется отношением. Отношение величин одного наименования (длин, скоростей, стоимостей и т. д.) есть число.
Например,
Отношение величин разных наименований (путь и скорость, стоимость и количество товара и т. доопределяет новую величину.
Например,
Величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.
Пример. Пройденный путь и время движения прямо пропорциональны при постоянной скорости движения. Если машина, двигаясь равномерно, за 2 ч проедет 120 км, то за 6 ч она проедет 360 км—6 ч во столько раз больше 2 ч, во сколько раз 360 км больше 120 км. Поэтому можно записать пропорцию:
Величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.
Пример. Скорость и время равномерного движения обратно пропорциональны на одном участке пути. Если участок пути машина проедет со скоростью за 4 ч, то со скоростью —за 8 ч, так как уменьшение скорости в два раза влечет увеличение времени прохождения пути в два раза.
Задача 1. Какой путь проедет поезд, двигаясь равномерно, за 15 с, если 60 м он проехал за 2 с?
Решение. 1) Пусть х—путь, который проехал поезд за 15 с. Тогда
2) Составим и решим пропорцию:
Ответ. 450 м.
Одинаково направленными стрелками мы отметили, что величины прямо пропорциональны: чем больше время движения, тем больше пройденный путь.
Задача 2. За 7 ч работы токарь изготовил 252 детали. Сколько деталей изготавливал токарь за 15 мин, если производительность его труда была постоянной?
Решение. 1) Выразим время работы в одних единицах измерения:
2) Пусть х—количество деталей, которые токарь изготавливал каждые 15 мин. Тогда
3) Составим и решим пропорцию: Так как
Ответ. 9 деталей.
При решении мы выразили величины одного наименования— время с помощью одной единицы измерения—часа. В ответе записано число деталей, которое изготавливал токарь каждые 15 мин.
Задача 3. Пассажирский поезд, скорость которого , затратил на некоторый участок пути 4 ч. За сколько часов пройдет этот же участок пути товарный поезд, если скорость ?
Решение. 1) Пусть х ч—время, за которое товарный поезд пройдет участок пути. Тогда
2) Составим и решим пропорцию:
Ответ.
Записывая коротко условия задачи, противоположно направленными стрелками мы отметили, что величины обратно пропорциональны: чем меньше скорость, тем больше время движения.