От Балкан до Вены
- Подробности
- Категория: Великая Отечественная Война
Содержание материала
НА ЮЖНОМ КРЫЛЕ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ФРОНТА
Обстановка, планы и подготовка сторон
Стратегическая обстановка на южном крыле советско-германского фронта к осени 1944 г., когда Красная армия приступила к освобождению стран Восточной Европы, определялась грандиозными успехами советских войск, достигнутыми в зимней и летне-осенней кампаниях. Итоги этих кампаний оказывали решающее влияние на исход всей Второй мировой войны в пользу антигитлеровской коалиции.
Советское военное присутствие на территории ряда стран Центральной, Восточной Европы и на Балканах на заключительном этапе войны, с одной стороны, стало прямым результатом успешных боевых действий Красной армии, с другой — было вызвано военной необходимостью завершения разгрома вооруженных сил Германии и ее союзников и задачами обеспечения тыла советских войск. В то же время вступление советских войск на территорию зарубежных стран открывало возможность для непосредственного воздействия на развитие в них внутриполитической ситуации в интересах Советского государства.
Различия во внутреннем и международном положении стран Европы определили линию поведения Советского Союза в отношении каждой из них в период освобождения. Но главным мотивом служило объявленное советским руководством стремление к восстановлению в этих странах национальной государственности. Положение осложнялось тем, что по мере продвижения войск Красной армии по территории восточноевропейских государств и все более просоветской ориентации левых сил в них стало возникать значительное напряжение в отношениях между СССР и его западными союзниками. Руководство Советского государства подчеркивало, что главной целью военных действий Красной армии является стремление к разгрому немецких войск, но западные державы видели в этой политике Советского Союза «безграничное стремление СССР к экспансии». Так, в отношении Румынии советское правительство еще в апреле 1944 г. сделало заявление, в котором подчеркивалось, что оно «не преследует цели приобретения какой-либо части румынской территории или изменения существующего общественного строя Румынии и что вступление советских войск в пределы Румынии диктуется исключительно военной необходимостью и продолжающимся сопротивлением войск противника». Этим еще раз были продемонстрированы миролюбивый характер советской внешней политики, уважение к суверенитету и национальной независимости других народов.
Заявление советского правительства способствовало активизации демократических сил Румынии в борьбе с фашизмом. Под давлением народных масс правящие круги запросили у СССР условия выхода из войны, которые 12 апреля и были вручены румынскому правительству. Основным их требованием являлся разрыв Румынии с фашистской Германией и переход на сторону союзных войск с целью ведения совместной борьбы за независимость и суверенитет Румынии. Но вопреки здравому смыслу румынское правительство отказалось принять предложения Советского Союза и попыталось скрыть их от народа.
Воспользовавшись передышкой входе переговорного процесса немецкое командование, подтянув резервы, предприняло отчаянные попытки вытеснить советские войска из северо-восточных районов Румынии. Бои носили затяжной и напряженный характер. В ходе них советские соединения и части не только отразили удары вражеских войск, но и продвинулись в глубь Румынии до 100 км, освободили более 800 населенных пунктов, вышли к предгорью Карпат и подошли к г. Яссы. С апреля по август только на этом направлении вермахт потерял около 200 тыс. солдат и офицеров. Всего же в ходе наступления советских войск были уничтожены и разгромлены 172 дивизии и шесть бригад противника. Общие потери вражеских войск составили свыше 1 млн солдат и офицеров, 20 тыс. орудий и минометов, 8400 танков и штурмовых орудий и около 5 тыс. самолетов.
Оценивая деятельность Советского Союза в этом направлении, необходимо отметить, что к освобождению европейских стран он приступил, уже имея конкретную программу. Ее основы были провозглашены руководством страны еще на первом этапе войны. 6 ноября 1941 г. вдокладе И. В. Сталина, посвященном очередной годовщине Октябрьской революции, было объявлено, что «в отличие от гитлеровской Германии Советский Союз и его союзники ведут войну освободительную, справедливую, рассчитанную на освобождение порабощенных народов Европы и СССР от гитлеровской тирании... У нас нет и не может быть таких целей войны, как навязывание своей воли и своего режима славянским и другим порабощенным народам Европы, ждущим от нас помощи. Наша цель состоит в том, чтобы помочь этим народам в их освободительной борьбе против гитлеровской тирании и потом предоставить им вполне свободно устроиться на своей земле так, как они хотят. Никакого вмешательства во внутренние дела других народов!»
Таким образом, деятельность Советского государства в области внешней политики была направлена на содействие освобожденным народам в воссоздании их национальных государств на основе права наций на самоопределение и при строгом невмешательстве в их внутренние дела. Именно такая задача и была поставлена перед советскими войсками в приказе Верховного главнокомандующего № 70 от 1 мая 1944 г. В нем говорилось: «Наши задачи не могут ограничиваться изгнанием вражеских войск из пределов нашей Родины. Немецкие войска напоминают теперь раненого зверя, который вынужден уползать к границам своей берлоги — Германии для того, чтобы залечить раны. Но раненый зверь, ушедший в свою берлогу, не перестает быть опасным зверем. Чтобы избавить нашу страну и союзные с нами страны от опасности порабощения, нужно преследовать раненого немецкого зверя по пятам и добить его в собственной берлоге. Преследуя же врага, мы должны вызволить из немецкой неволи наших братьев поляков, чехословаков и другие союзные с нами народы Западной Европы, находящиеся под пятой гитлеровской Германии».
К концу 1944 г. под ударами советских войск значительно усилился кризис правящих классов союзных Германии стран, которые начали искать пути спасения своего господства, ненавистного народам. И хотя фашистские правители стран — сателлитов Германии отказались прислушиваться к совместному предупреждению правительств СССР, США и Англии от 13 мая 1944 г., в котором содержалось требование разрыва сотрудничества с нацистской Германией и прекращения преступной, захватнической войны6, их силы слабели с каждым днем. И напротив, с приближением советских войск к границам восточноевропейских стран у патриотически настроенных слоев населения рос энтузиазм, повсеместно активизировалось движение Сопротивления. Этому в значительной мере способствовала помощь советского командования партизанским формированиям восточноевропейских стран вооружением, медикаментами, опытными командными кадрами. Советский Союз оказывал самую щедрую и разнообразную помощь народным армиям Чехословакии, Польши, Югославии, Румынии, Болгарии и Венгрии. Только по линии центральных органов Наркомата обороны армиям этих стран было передано около 670 тыс. винтовок и автоматов, 16 500 орудий и минометов, около 1 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, более 1600 самолетов, 12 397 грузовых автомашин и 4769 радиостанций.
В то время как блок фашистских государств разрушался внутренними противоречиями и наметились контуры внешнеполитической изоляции Германии, позиции Советского Союза на международной арене еще более упрочились. Внешнеполитическая деятельность советского правительства и его дипломатических органов в тот период отличалась особенно высокой активностью, служила примером проявления доброй воли в решении сложнейших вопросов, связанных с преодолением противоречий, возникавших внутри коалиции между СССР и западными государствами, и быстрейшим завершением войны, а также выработкой прочных основ и гарантий послевоенного мира и безопасности.
Более качественный этап внешнеполитической деятельности Советского Союза необходимо отнести к весне 1944 г., когда войска фашистской коалиции понесли тяжелые потери, что вызвало резкое ослабление военного могущества Германии, а советские войска, преследуя отступавшего противника, пересекли государственную границу СССР. Именно тогда по инициативе советского правительства были предприняты меры по выводу Румынии и Болгарии из войны на стороне Третьего рейха. Благодаря усилиям советской дипломатии подписанные с этими странами в сентябре 1944 г. соглашения о перемирии приобрели справедливый, демократический характер.
Все возраставшее поступление в Красную армию боевой техники и вооружения оказывало непосредственное влияние на дальнейшее совершенствование ее организационной структуры.
По-прежнему доминирующее положение в Красной армии занимали сухопутные войска, составляя 85% общей численности, организационные формы которых в течение всего 1944 г. продолжали совершенствоваться. В частности, существенные изменения в организационной структуре были проведены в танковых войсках, в основном коснувшись их количественного и качественного роста. В составе этих войск была сформирована еще одна, шестая по счету танковая армия, начали создаваться новые отдельные гвардейские тяжелые танковые и самоходно-артиллерийские бригады. К лету 1944 г. в составе танковых войск насчитывалось 13 979 танков и 791 самоходно-артиллерийская установка, причем тяжелые и средние танки (9406) составляли более 60% их общей численности.
Существенные изменения организационно-штатной структуры происходили и в артиллерии. Увеличился ее удельный вес в составе сухопутных войск. В тот период в штаты общевойсковой армии были введены отдельная пушечная артиллерийская бригада, а в состав танковых армий и танковых корпусов — легкие артиллерийские бригады и легкие артиллерийские полки соответственно. Изменения коснулись и противотанковой, минометной и гаубичной артиллерии РВГК. Одновременно с увеличением количества противотанковых, минометных и гаубичных соединений происходило и перевооружение их более совершенной материальной частью.
Общее увеличение производства боевых самолетов позволило провести ряд важных мероприятий, направленных на укрепление советских военно-воздушных сил. Конкретным выражением роста производства самолетов было прежде всего увеличение самолетного парка воздушных армий фронтов — почти в два раза по сравнению с началом 1944 г., а на важнейших стратегических направлениях эта цифра еще более возрастала.
В 1944 г. продолжался процесс дальнейшего развития войск связи, инженерных и других.
В целом успешное осуществление этих мероприятий советским командованием позволило ему к началу наступления иметь в резерве Ставки ВГК две общевойсковые, танковую, воздушную армии, а также ряд отдельных соединений. Советские вооруженные силы к лету 1944 г. в действующей армии, на дальневосточных и южных границах и в резерве Ставки Верховного главнокомандования насчитывали свыше 9 млн человек, 133 тыс. орудий и минометов, 11,8 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, 21,8 тыс. боевых самолетов и 207 боевых кораблей (подводных лодок) основных классов.
Общие стратегические задачи советских войск, действовавших непосредственно на юго-западном и южном крыле советско-германского фронта, сводились к тому, что им предстояло разгромить группу армий «Южная Украина», обеспечить вывод из войны союзников Германии на Балканах и в Юго-Восточной Европе и помочь народам Балканских стран в освобождении от фашистского гнета. В последующем этот план действий советских войск был достаточно полно отработан в Генеральном штабе. В соответствии с ним конкретные задачи фронтов на начальные операции, а также время и последовательность перехода их в наступление определялись директивами и указаниями Ставки, исходя из политических и стратегических соображений. Действия войск в последующих операциях планировались уже в ходе кампании.
Исходя из сложившейся стратегической обстановки, обе воюющие стороны ставили на осень 1944 г. важные политические и стратегические цели. Анализ материалов совещания в ставке Гитлера в начале сентября, а также оперативной директивы германского генерального штаба сухопутных войск от 30 сентября 1944 г. свидетельствует о том, что общий план немецкого командования состоял в том, чтобы активными действиями войск, расположенных в Прибалтике и на подступах к Венгрии и Югославии, удержать за собой эти территории, по крайней мере в течение зимы 1944-1945 гг.
Чтобы сорвать проведение противником мероприятий по восстановлению южного крыла своего фронта, прикрытию важных направлений на Будапешт, Вену, а также фланг и тыл группировки, действовавшей в Югославии, Албании и Греции, советское командование приняло решение продолжать наступление на всех участках южного крыла фронта.
Такова была военно-политическая и стратегическая обстановка, которая позволила Красной армии осенью 1944 г. не только провести крупные операции с решительными целями и на большую глубину, но и успешно осуществить освободительную миссию на Балканах.