Война в Воздухе - ВВС в борьбе за господство в воздухе

ВВС в борьбе за господство в воздухе


Тяжелые потери, понесенные ВВС Красной армии летом 1941 г., привели к значительному сокращению самолетного парка в авиационных объединениях. К осени противник владел стратегическим превосходством в воздухе.

 

Главным средством борьбы за господство в воздухе была истребительная авиация, которая, несмотря на понесенные потери, являлась наиболее многочисленным родом ВВС. В конце лета 1941 г. авиационные полки были переведены на штаты трехэскадрильного состава по десять самолетов в каждой. При этом предусматривалось в полки ближнебомбардировочной и штурмовой авиации вводить по одной истребительной авиационной эскадрилье. Но уже 20 августа были приняты во внимание сложившиеся реалии — отсутствие возможностей скорого восполнения потерь, — и штатную численность авиационных полков сократили до 20 самолетов (две эскадрильи).


Основными объектами действий истребительной авиации, прикрывавшей войска и объекты тыла, являлись самолеты противника, находившиеся в воздухе. Высокая активность немецко-фашистской авиации, наличие у нее инициативы вынудили истребительную авиацию фронтов перейти к оборонительным действиям, наращивая усилия ПВО. Истребители прикрывали заданные объекты вылетами из положения «дежурство на аэродроме», «из засад» или «патрулированием», по современной терминологии — «дежурство в воздухе».


Прикрытие наземных объектов вылетами из положения «дежурство на аэродроме» могло успешно применяться лишь при наличии оперативного управления авиацией, надежно и четко работавшей связи во всех его звеньях, тесного взаимодействия со службой ВНОС. Однако прохождение сигналов оповещения о воздушном нападении запаздывало, поэтому использование данного способа не обеспечивало безопасности прикрываемых объектов. В лучшем случае бомбардировщики противника атаковались истребителями после выполнения задания при следовании на свои аэродромы. Из-за отсутствия опыта организации боевых действий, оперативной и устойчивой связи истребители нередко безуспешно взлетали на перехват противника. Иногда поднимался весь полк, а после его посадки появлялись вражеские бомбардировщики и безнаказанно наносили удар по намеченным целям.




Более надежное прикрытие наземных объектов обеспечивалось действиями истребителей «из засад». Дежурные силы, выделенные для действий этим способом, перелетали на площадки засад, расположенные на подступах к прикрываемым объектам и, как правило, находившиеся на удалении 12—15 км от линии фронта. Истребители взлетали на перехват воздушного противника «по зрячему», то есть увидев его непосредственно со стоянки, и успевали атаковать на подходе к прикрываемому объекту. Сложность организации боевых действий этим способом обусловливалась ограниченным количеством площадок, пригодных для взлета и посадки самолетов, и отсутствием средств обеспечения полетов для оборудования этих площадок.


Наиболее эффективным являлось «патрулирование» истребителей в воздухе, которые назначались из числа частей, ответственных за прикрытие наземных объектов в выделенном им секторе. Из-за недостатка сил истребительной авиации и наличия большого количества прикрываемых объектов в выделяемых секторах патрулирование приходилось осуществлять

Группа техников выкатывает истребитель МиГ-3 со взлетной полосы

в один ярус, что понижало его эффективность, вопреки требованиям боевого устава истребительной авиации, предписывавшего организовывать многоярусное прикрытие. В периоды повышения интенсивности полетов вражеской авиации и на наиболее важных направлениях в зоны патрулирования могло выделяться до двух звеньев и более.


Целеустремленно вести борьбу за господство в воздухе не позволяла складывавшаяся обстановка: летом и осенью 1941 г. около половины совершенных самолето-вылетов ВВС Красной армии было затрачено на поддержку оборонявшихся наземных войск в условиях господства в воздухе вражеской авиации. Тем не менее в крайне неблагоприятных условиях, сложившихся с началом войны, советская авиация сохранила свою боеспособность и, оправившись от первых потерь, наносила все возраставшие по силе удары по противнику. «Несмотря на достигнутую внезапность, — признавали после войны гитлеровские генералы, — русские сумели найти время и силы для оказания решительного сопротивления».


Управление авиационными частями, подвергшимися тяжелому удару с началом войны, было затруднено из-за частого и продолжительного нарушения проводной связи с вышестоящими штабами. Это приводило к тому, что задачи к моменту их получения становились неактуальными и не учитывали реальных возможностей объединений, соединений и частей.


Системы наведения и целеуказания авиации, которая в соответствии с предвоенными взглядами должна была создаваться на переднем крае в расположении сухопутных войск, в начале войны не было. Однако уже осенью 1941 г. на Ленинградском фронте в условиях

Пилоты истребителей МиГ-3 в ожидании приказа на взлет

стабилизированной линии боевого соприкосновения с противником находившиеся в боевых порядках наземных частей делегаты связи от авиации стали осуществлять целеуказание экипажам самолетов как при помощи средств зрительной связи, так и по радио.

В дальнейшем, при обороне Москвы и в оборонительный период Сталинградской битвы, в качестве подобных авианаводчиков использовались командиры авиационных эскадрилий и звеньев. Они создавали пункты наведения и управления воздушным боем, наведения истребительной авиации, явившиеся прообразом передовых пунктов управления авиацией, появившихся с лета 1943 г.

Сложность организации эффективной борьбы за господство в воздухе в то время была обусловлена еще и слабым взаимодействием авиации с частями ПВО. Отсутствие связи между штабами ВВС и ПВО, незнание зенитчиками силуэтов самолетов Пе-2, Су-2, ДБ-Зф, Як-2, нередко приводили к открытию огня по своим самолетам или, наоборот, к запаздыванию с действиями по авиации противника. Организовать взаимодействие истребителей и зенитчиков в одной зоне не удавалось.

Так, в основу организации ПВО Москвы был положен принцип круговой, эшелонированной в глубину обороны с усилением ее на особо угрожаемых направлениях. Исходя из этого, силы и средства ПВО в соответствии с их боевыми возможностями использовались по зонам. Для истребительной авиации как наиболее маневренного средства выделялась круговая зона боевых действий радиусом 100—120 км от города. После первых налетов вражеской авиации этот радиус был увеличен до 200 км. Глубина расположения боевых позиций зенитной артиллерии среднего калибра и общей зоны ее огня достигала 23 км от центра столицы. Батареи малого калибра и зенитно-пулеметные подразделения прикрывали малоразмерные объекты внутри города и аэродромы.

В ходе развернувшейся битвы под Москвой за 67 суток оборонительных действий авиация произвела свыше 51 тыс. самолето-вылетов, из них 86% — в интересах оборонявшихся фронтов и 14% — на прикрытие Москвы от ударов с воздуха. Боевые действия велись днем и ночью всеми родами авиации.

На исход оборонительной операции большое влияние оказало перехваченное у немцев впервые за годы Второй мировой войны в подобном противостоянии оперативное господство в воздухе. Это было достигнуто главным образом за счет своевременного и довольно смелого сосредоточения здесь превосходящих сил авиации с других направлений, а также ввода в бой 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, насчитывавшего 600 самолетов. В результате принятых мер к декабрю советская авиация на московском стратегическом направлении превосходила противника по числу самолетов в 1,7 раза, а по истребителям — в 2 раза.

До конца ноября гитлеровцы предпринимали неоднократные попытки нанесения массированных ударов по Москве, привлекая для этого свои лучшие бомбардировочные эскадры. Однако они были разбиты собранными здесь силами советской авиации. Так, 53-я бомбардировочная эскадра «Легион Кондор» уже в конце августа потеряла до 70%, а 50-я эскадра — до 50% своего состава. За первые шесть месяцев войны противник произвел 7146 самолето-вылетов на бомбардировку Москвы, но к городу прорвались лишь 229 самолетов (3,2%). При этом обороняемые объекты не пострадали, в то время как потери вражеской авиации составили 952 самолета (13%).

Помимо повседневной борьбы ВВС Красной армии провели две воздушные операции в целях ослабления авиационной группировки противника на московском направлении, в результате которых было уничтожено на аэродромах и в воздухе свыше 600 самолетов. Одна из них, проведенная в период с 5 по 8 ноября 1941 г., обеспечила успех параду войск на Красной площади. В ходе воздушных операций на земле было уничтожено и повреждено более 200 самолетов, а в развернувшихся воздушных боях сбито 63 самолета противника. Впоследствии, 12 и 15 ноября 19 вражеских аэродромов вновь подверглись ударам советской авиации, в результате которых враг потерял 47 самолетов. Общие потери неприятеля в оборонительный период Московской битвы достигли 1400 самолетов, из которых 85% было уничтожено силами авиации. Одновременные и последовательные удары ВВС Западного,

Немецкий самолет-истребитель Ме-109Е-3 в полете

 

Калининского, Брянского фронтов, ВВС МВО, а также соединений дальнебомбардировочной авиации Главного командования более чем по тридцати аэродромам противника сочетались с воздушными боями и сражениями.

В ходе контрнаступления под Москвой и общего наступления Красной армии зимой и весной 1942 г. Военно-воздушные силы произвели 59,5 тыс. самолето-вылетов, из них 35% — на борьбу за господство в воздухе. Удержание оперативного господства в воздухе создавало благоприятные условия для выполнения других задач, но во многом этому мешало несовершенство существовавшей организационной структуры фронтовой авиации.

Сосредоточение сил фронтовой авиации ВВС Красной армии в общевойсковых армиях уже осенью 1941 г. привело к распылению и без того ограниченных сил, исключило централизованное управление и массированное их применение в масштабе фронта. А подчинение авиационных объединений командующим войсками фронтов затрудняло их массированное применение на стратегических направлениях. ВВС оказались заключенными в рамки, не позволявшие реализовывать в полном объеме маневренные и ударные возможности.

Продолжалось совершенствование организационной структуры объединений, соединений и частей ВВС. Уже к весне 1942 г. были созданы материальные условия для новой структуры фронтовой авиации. Если в декабре 1941 г. число самолетов в действующей армии было 2495, то в мае 1942 г. — уже 3164. Наращивала темпы роста производства и авиационная промышленность. Если в 1941 г. было выпущено 15 375 самолетов, в том числе 12 377 боевых, то в 1942 г. выпуск составил 21 681 боевой самолет. По решению ГКО в мае — ноябре 1942 г. вместо ВВС фронтов и армий на советско-германском фронте были созданы 13 воздушных армий и четыре воздушные армии на Дальнем Востоке.

С этого времени все силы авиации во фронте были объединены в единый кулак, будучи изъятыми из состава общевойсковых армий и присоединенными к фронтовой группе авиации.

Претерпела большие изменения организационная структура авиационных соединений и частей. Понесенные в начале войны потери и значительные трудности в их восполнении обусловили переход авиационных дивизий на двухполковой состав. Однако продолжавший усугубляться дефицит самолетного парка привел ктому, что в январе 1942 г. все авиационные дивизии фронтового и армейского подчинения были расформированы. Только в мае 1942 г. одновременно с созданием воздушных армий было восстановлено дивизионное звено; стали создаваться однородные авиационные дивизии трехполкового состава — истребительные, бомбардировочные и штурмовые. Полки всех родов авиации с осени 1942 г. стали включать по три десятисамолетных эскадрильи и с двумя боевыми машинами, относящимися к управлению полка, насчитывать 32 самолета. В это же время авиационные звенья истребительных и штурмовых эскадрилий были преобразованы в четырехсамолетные, состоящие из двух пар.

В развернувшейся Сталинградской битве летом и осенью 1942 г. был получен новый опыт оперативного применения ВВС в оборонительных операциях, в том числе для решения задач, связанных с организацией и ведением борьбы за господство в воздухе. В сложных условиях обстановки была доказана жизненность новой организации авиационного оперативного объединения — воздушной армии.

Произошла реорганизация службы тыла ВВС. В состав тыла вошли управления: устройства тыла, аэродромного строительства, технического снабжения, отделы эксплуатации спец-автотранспорта и средств механизации, снабжения горючим, общевойскового снабжения, а также центральные авиационные склады.

Самолеты-штурмовики Ил-2 в полете
В связи с большими потребностями в обеспечении широкого аэродромного маневра параллельно с обеспечением боевой деятельности авиационных частей во внутренних военных округах стали формироваться аэродромно-строительные батальоны. В связи с их ограниченными возможностями в качестве взлетно-посадочных полос широко использовались площадки с травяным покровом, требовавшие меньших усилий при подготовке. Сложная обстановка в районах аэродромного базирования требовала принятия действенных мер по маскировке, охране и обороне аэродромов. Беспечность первых дней войны сменилась в общем удовлетворительной для всей авиации маскировочной дисциплиной. Совершенствовался порядок применения дежурных истребительных авиационных звеньев в целях сокращения времени, проходившего с момента получения информации о противнике до отдачи команды на взлет и атаки.


Опыт Великой Отечественной войны подтвердил правильность предвоенных взглядов советского военного искусства о том, что господство в воздухе — это не самоцель, а лишь одно из важнейших условий для достижения победы над врагом, которую можно одержать только объединенными усилиями всех видов вооруженных сил и родов войск. От исхода борьбы за господство в воздухе в значительной степени зависел успех всей вооруженной борьбы на советско-германском фронте.


Завоевать господство в воздухе означало активными действиями авиации и других сил и средств разгромить или серьезно ослабить вражескую авиацию и прочно, устойчиво овладеть инициативой в воздушном пространстве. Иными словами завоевание господства в воздухе предполагало создание такой воздушной обстановки, при которой Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и тыл страны могли бы успешно, без существенных помех со стороны вражеской авиации выполнять поставленные задачи, в то время как противник под массированным воздействием ВВС Красной армии был бы лишен такой возможности.


Боевая практика показала, что господствовавшая в воздухе авиация не могла полностью исключить деятельности военно-воздушных сил противника. Оборонявшиеся, как и сторона, владевшая господством в воздухе, могли концентрировать свои превосходящие силы в определенном районе на непродолжительное время и временно захватывать инициативу в воздушном пространстве. Поэтому вполне справедливым было деление господства в воздухе на тактическое, оперативное и стратегическое, принятое в советском оперативном искусстве ВВС накануне войны. Масштабы эти определялись поставленными целями, размахом боевых действий и количеством привлекаемых к решению данной задачи сил и средств.


Наиболее важной и сложной по этим признакам являлась борьба за стратегическое господство в воздухе, которая велась под общим руководством Ставки В ГК в интересах войны в целом. Она преследовала цель разгромить военно-воздушные силы противника, не допустить их существенного влияния на ход стратегических операций, проводимых на советско-германском фронте Вооруженными силами СССР, или нанести чувствительные удары по важнейшим объектам оперативного и стратегического тыла. В борьбе за стратегическое господство в воздухе участвовали силы и средства всех видов вооруженных сил, однако главная роль принадлежала авиации.


Второй период Великой Отечественной войны был характерен тем, что Красная армия провела ряд крупнейших наступательных операций, чередуя их с жесткой обороной против мощных ударов противника. Успех этих действий в значительной мере зависел от наличия господства в воздухе. В операциях зимней кампании 1942—1943 гг. и летне-осенней кампании 1943 г. ВВС Красной армии нанесли ряд мощных ударов по вражеской авиации, в ходе которых были разгромлены ее основные группировки. На советско-германском фронте произошел коренной перелом в ходе борьбы в воздушной стихии, который был обозначен в контрнаступлении под Сталинградом, усилен в воздушных сражениях на Кубани и окончательно завершен летом 1943 г. в период подготовки и в ходе битвы под Курском. Сталинград, Кубань и Курск, таким образом, вошли в историю Великой Отечественной войны как важнейшие вехи на пути завоевания советской авиацией господства в воздухе на всем советско-германском фронте.


В период контрнаступления под Сталинградом борьбу с воздушным противником вели 2, 17, 16 и 8-я воздушные армии, а также часть сил авиации дальнего действия. Вместе они насчитывали в своем составе 1414 боевых машин против 1216 вражеских самолетов. Их усилия координировал представитель Ставки ВГК по авиации командующий ВВС Красной армии генерал А. А. Новиков.

С началом контрнаступления неблагоприятная погода ограничила боевые действия авиации. Поэтому реальная борьба за господство в воздухе развернулась с улучшением


Советские летчики в кабине пикирующего бомбардировщика Пе-2

погоды, после 25 ноября 1942 г., когда активность авиации с обеих сторон резко возросла и в воздухе разгорелись ожесточенные бои. Они явились продолжением тех, что велись в оборонительный период Сталинградской битвы: было налажено взаимодействие, отработана система управления. В период с 25 по 30 ноября группировка советской авиации уничтожила в воздушных боях и на аэродромах около 200 самолетов противника и захватила господство в воздухе.


Однако борьба не утихала. Гитлеровское командование пыталось, с одной стороны, наладить снабжение своих окруженных в районе Сталинграда войск по воздуху, а с другой — мощными контрударами подвижных наземных соединений деблокировать ее. Для обеспечения этого замысла на сталинградское направление были стянуты лучшие истребительные и бомбардировочные эскадры и транспортные авиагруппы. В конце ноября для переброски грузов в их составе использовалось до 600 транспортных самолетов. В связи с большими потерями в транспортной авиации и усложнением воздушной обстановки немецкое командование вынуждено было использовать бомбардировщики для доставки грузов.


В этих условиях советским командованием было принято решение о воздушной блокаде окруженной группировки немецко-фашистских войск. В директиве командующего ВВС Красной армии от командующих 8-й и 16-й воздушных армий требовалось: «Уничтожение транспортных самолетов считать основной задачей». Воздушная блокада в основном достигла своей цели: транспортная авиация врага, неся большие потери, не смогла обеспечить потребностей окруженных войск. С 24 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. транспортная авиация врага доставляла по воздуху в среднем 94,16 тонн в день, в то время как суточная потребность блокированных войск составляла 946 тонн.


Всего за период контрнаступления советская авиация произвела около 36 тыс. самолетовылетов, входе которых было сброшено на врага 8 тыс. тонн бомб и уничтожено 1416 вражеских самолетов. Потери авиационных соединений при этом составили 512 самолетов (почти на 1000 меньше, чем за оборонительный период битвы)115.

Немецкие летчики осматривают поврежденный самолет
Весной 1943 г. активные боевые действия велись на южном крыле советско-германского фронта — на Таманском полуострове. Большое значение при этом имели развернувшиеся на Кубани воздушные сражения.


Противник стремился удержаться на Таманском полуострове, чтобы использовать его как плацдарм для последующих наступательных действий на Кавказе, а также сравнительно малыми силами сковать здесь войска Северо-Кавказского фронта и не допустить их переброску в район Курска, где готовилась операция «Цитадель». Не имея достаточных сил сухопутных войск, немецкое командование предполагало широко использовать авиацию. В связи с тем что значительная часть аэродромов к северу от Азовского моря из-за весенней распутицы вышла из строя, на аэродромах Таманского полуострова и в Крыму было сосредоточено до 1000 немецких самолетов. Кроме того, для усиления этой группировки противник привлек 200 бомбардировщиков, базировавшихся в Донбассе и на юге Украины, радиус действия которых позволял решать задачи на Тамани без смены мест базирования.


Получив сведения об усилении группировки вражеской авиации на Тамани, советское командование в ходе подготовки к майскому наступлению приняло соответствующие меры: было создано единое авиационное командование — ВВС Северо-Кавказского фронта во главе с генералом К. А. Вершининым. В начале апреля в его распоряжении находились 250 самолетов 4-й воздушной армии, 200 самолетов 5-й воздушной армии, 70 самолетов ВВС Черноморского флота и 60 — авиации дальнего действия. Во второй декаде апреля эти силы были значительно увеличены за счет резервов Ставки В ГК: 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного, 2-го смешанного авиационных корпусов и 282-й истребительной авиационной дивизии.


Таким образом, в количественном отношении созданная советским командованием авиационная группировка имела перевес над противником на 25—30%. Однако до 35% парка бомбардировочной авиации составляли ночные бомбардировщики По-2 (бывшие до этого учебными У-2). Хотя истребительные авиационные части были вооружены новой техникой —

 Немецкий бомбардировщик Ю-88

ЛаГГ-3, Як-1, Як-7б, около 10% группировки приходилось на долю самолетов иностранного производства, главным образом это были американские истребители «Аэрокобра».


Развернувшиеся воздушные бои носили упорный характер. В ряде случаев они перерастали в воздушные сражения, представлявшие совокупность взаимосвязанных по целям и замыслу групповых воздушных боев. Так, например, 29 апреля было проведено 42 боя, в которых сбито 25 самолетов противника. Сражение с небольшими перерывами длилось несколько суток.


В первые дни наступления, используя численное превосходство и преимущество в базировании (аэродромы немецких истребителей располагались в 15—25 км от линии фронта), противник овладел инициативой. Пикирующие бомбардировщики непрерывно бомбили плацдарм. Но истребители 4-й воздушной армии сорвали организованные удары по боевым порядкам «малоземельцев», оборонявшихся в районе Мысхако. Только 20 апреля в 17 воздушных боях было сбито 50 пикирующих бомбардировщиков.


Не только истребители формировали воздушную обстановку в небе Кубани. В борьбу за господство в воздухе активно включились и советские бомбардировщики. В конце апреля 1943 г. по указанию Ставки В ГК была проведена воздушная операция в целях ослабления противостоящей авиационной группировки противника. Согласно плану, который был утвержден представителями Ставки Г. К. Жуковым и А. А. Новиковым, намечалось нанести удары по 18 вражеским аэродромам, где удалось вскрыть большое скопление самолетов. В результате проведенной операции противник потерял 260 боевых машин.


Потери восстанавливались, прибывали новые части — и борьба разгоралась с новой силой. В периоды с 29 апреля по 10 мая и с 26 мая по 7 июня 1943 г. ежедневно происходило до сорока воздушных боев над сравнительно небольшими участками (30 х 30 км) в районе станиц Крымская, Киевская и села Молдаванское. В каждом из таких боев с обеих сторон принимало участие по 50—80 самолетов. Всего с 17 апреля по 7 июня советская авиация произвела около 35 тыс. самолето-вылетов, из них 77,6% приходится на долю воздушных армий и 13,7% — на ВВС флота. За этот же период отмечено около 39 тыс. самолето-пролетов авиации противника, из них 82% — бомбардировочной авиации.

Немецкий бомбардировщик Ю-88, сбитый на территории СССР
Более 1700 самолето-вылетов, что составляет около 5% от общего количества полетов, совершенных ВВС Северо-Кавказского фронта за время участия в наступательной операции на Таманском полуострове, или 10% вылетов, израсходованных на борьбу за господство в воздухе, было произведено в ходе уничтожения вражеской авиации на аэродромах. Причем усилия бомбардировщиков и штурмовиков наращивались ударами артиллерии боевых кораблей Черноморского флота. Так, в двух ударах в ночь на 1 и 14 мая по аэродрому Анапа было выпущено 500 снарядов.


Удары по аэродромам врага наносились как в рамках повседневной борьбы за господство в воздухе, так и в форме воздушной операции. В частности, в период с 20 по 28 апреля такая операция на южном крыле советско-германского фронта была проведена силами 8, 17, 4 и 5-й воздушных армий, группы авиации дальнего действия при участии части сил авиации флота, в ходе которой было уничтожено более 260 вражеских самолетов.


Всего за время воздушных сражений на Кубани авиация противника потеряла более 1100 самолетов и вступила в летнюю кампанию 1943 г. ослабленной. Только истребительная авиация ВВС Красной армии в воздушных боях уничтожила 800 немецких самолетов, потеряв своих вдвое меньше. 52 летчика за участие в кубанских сражениях получили высокое звание Героя Советского Союза; среди них А. Ф. Клубов, Н. Ф. Смирнов, Б. Б. Глинка и Д. Б. Глинка. Здесь продолжили свое самоутверждение будущие дважды Герои Советского Союза Н. М. Скоморохов и В. А. Попков. Военный совет Северо-Кавказского фронта в июне 1943 г. отмечал: «В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне... Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию».


Активно велась борьба за господство в воздухе и в подготовительный период битвы на Курской дуге. Для решения этой задачи было произведено около 44% всех вылетов советской авиации.

Подбитый немецкий истребитель Me-109 в центре Сталинграда

В ходе подготовки наступления под Курском гитлеровское командование принимало все меры к тому, чтобы повысить боеспособность своей авиации и вернуть инициативу в воздухе. На советско-германский фронт только с 15 марта по 30 июня было переброшено 35 авиационных групп из Германии, Франции, Норвегии и Польши. В учебных центрах ускоренно готовились кадры. В 1943 г. промышленностью Германии в 1,7 раза был увеличен выпуск самолетов по сравнению с 1942 г. Части перевооружались на новые самолеты, располагавшие повышенными тактико-техническими характеристиками. Был создан новый — 6-й воздушный флот Германии. Летом 1943 г. на аэродромы, расположенные вблизи орловского и белгородско-харьковского выступов, откуда готовились удары танковых и моторизованных дивизий, начала сосредоточиваться вражеская авиация. Здесь было сконцентрировано три четверти группировки люфтваффе, действовавшей в первой линии на советско-германском фронте; в составе 17 эскадр 4-го и 6-го воздушных флотов Германии насчитывалось более 2 тыс. самолетов. Чтобы максимально ослабить ее, Ставка ВГК организовала две воздушные операции, в ходе которых на аэродромах и в воздухе было выведено из строя около 750 немецких самолетов; еще 235 самолетов было сбито силами ПВО совместно с истребителями 2-й и 16-й воздушных армий при отражении воздушных налетов на Курск.


Наиболее крупной и поучительной была воздушная операция, проведенная с 6 по 8 мая 1943 г. В ней участвовало шесть воздушных армий, которые в течение трех суток вели борьбу с авиацией противника на аэродромах и в воздухе на 1200-километровом фронте — от Смоленска до Азовского моря. Цель воздушной операции заключалась в нанесении максимального поражения авиационной группировке, чтобы облегчить советской авиации завоевание оперативного господства в воздухе на курском направлении.


Подготовка воздушной операции проводилась в строгой тайне. К разработке необходимых документов привлекался ограниченный круг лиц. Планировалось нанести по врагу четыре массированных удара, для чего был выделен необходимый ресурс, созданы соответствующие запасы горюче-смазочных материалов, боеприпасов, других материальных средств. Выписки из плана операции были доведены до исполнителей лишь непосредственно перед ее началом. Командующие воздушными армиями получили задачи только за сутки до начала боевых действий. Командиры авиационных соединений и частей были ознакомлены с задачами за 6—8 часов до начала массированного удара по аэродромам противника, а экипажи самолетов — незадолго до вылета. Все это обеспечило внезапность начала операции, а особенно — нанесения первого массированного удара, что и повлекло за собой его высокую эффективность.


Всего в течение трех суток операции воздушные армии подвергли неоднократным ударам 22 вражеских аэродрома. Произведя 1392 самолето-вылета, они уничтожили 501 самолет противника, что составило 25% всей авиационной группировки, сосредоточенной в то время на курском направлении. Потери советской авиации составили 122 самолета.


Эта воздушная операция имела ряд характерных особенностей. Она проводилась на широком фронте значительными силами авиации и носила целеустремленный характер. В результате из 429 немецких самолетов, уничтоженных на аэродромах во время операции, 311 являлись бомбардировщиками. Уничтожение вражеской авиации на аэродромах сопровождалось сильными воздушными боями. Входе операции было проведено 127 воздушных боев и сбито 77 немецких самолетов, что составило 15,2% от общего числа потерь вражеской авиации. Благодаря достигнутой внезапности действий наиболее эффективным оказался первый массированный удар, нанесенный одновременно силами всех воздушных армий, участвовавших в операции утром 6 мая. В ходе него было ликвидировано 42,5% от всех уничтоженных самолетов противника, в ходе второго — 31,2%, в ходе третьего — 23,1%, в ходе четвертого — 3,2%. В целом же результаты воздушной операции благотворно сказались на дальнейших событиях.

Группа советских и французских летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман
С 8 по 10 июня 1943 г. на центральном участке советско-германского фронта была проведена еще одна воздушная операция в целях разгрома группировки бомбардировочной авиации противника, снижения активности ее ночных действий по военно-промышленным объектам

и городам Поволжья. Для того чтобы избежать шаблона в действиях, первый массированный удар наносился не утром, как это было в майской операции, а вечером 8 июня. Удар начали соединения воздушных армий, а продолжался он ночью силами бомбардировщиков авиации дальнего действия. Фронтовая авиация на каждый вражеский аэродром выделяла крупный наряд сил (до 160 самолетов). Часть этих сил подавляла средства ПВО на аэродроме, блокировала близлежащие аэродромы истребительной авиации противника и связывала боем успевшие подняться подразделения истребителей.

Общими усилиями фронтовой и дальней авиации за трое суток воздушной операции было подвергнуто воздействию 28 аэродромов противника, уничтожено на земле и в воздухе 249 вражеских самолетов. Одной из особенностей этой операции являлось то, что она характеризовалась ожесточенными воздушными боями истребительной авиации. Потери авиации неприятеля в воздухе составили более 32% от общих потерь, понесенных за время операции.

Таким образом, все воздушные сражения и операции, проведенные ВВС Красной армии во втором периоде Великой Отечественной войны, отличались большим размахом, решительностью и высокой эффективностью. В ходе них было уничтожено более 1000 самолетов врага. Главным достоинством воздушных операций было то, что при использовании относительно небольших сил авиации они приводили в короткие сроки к существенному ослаблению авиационных группировок противника, сыграв тем самым важную роль в завоевании оперативного и стратегического господства в воздухе.

Немецко-фашистское командование предпринимало ответные действия. В мае — июне 1943 г. на аэродромы базирования ВВС Красной армии было совершено около 380 налетов, в которых участвовало более 1200 самолетов. Однако благодаря рассредоточению и тщательной маскировке самолетов на стоянках, созданию ложных аэродромов и хорошо организованной ПВО, их эффективность была низкой. Командующий ВВС Красной армии 22 июля докладывал Верховному главнокомандующему: «В качестве одной из мер противовоздушной обороны аэродромов нами с большим успехом применяются ложные аэродромы. Например, наложные аэродромы 8-й воздушной армии Южного фронта за последние полтора месяца авиация противника сбросила 2214 бомб весом 46 755 кг, а на действительные аэродромы за это время была сброшена 61 бомба весом 2750 кг».

Результаты, достигнутые в ходе воздушных сражений и операций, существенно облегчили решение задач, стоявших перед Военно-воздушными силами Красной армии в период Курской битвы. Тем не менее в ее оборонительный период развернулась ожесточенная борьба за господство в воздухе.

Наступление войск противника на главных направлениях поддерживалось крупными силами бомбардировочной авиации; она наносила удары группами по 50—100, а в некоторых случаях и до 300 самолетов под прикрытием своих истребителей. Поэтому над полем боя, над ограниченными по площади районами развертывались ожесточенные воздушные бои, в которых нередко участвовало по 100—150 самолетов. Так, только 5 июля истребители 16-й и 2-й воздушных армий провели 175 групповых воздушных боев, в которых сбили 279 вражеских самолетов. Групповые воздушные бои перерастали в воздушные сражения.

Однако, несмотря на численное превосходство над противником в самолетах и героизм летчиков, ни 2-я, ни 16-я воздушные армии в первые дни Курской битвы не смогли завоевать господство в воздухе. Это объясняется рядом причин, связанных прежде всего с отсутствием четкого управления с земли по радио группами истребителей, прикрывавшими войска на поле боя, так как командиры соединений находились не на передовом командном пункте, а в районах базирования. Это вело к повторению распространенной ошибки прошлых лет: советские летчики ввязывались в бои с истребителями противника, пропуская бомбардировщики. Так, в 16-й воздушной армии из 106 сбитых в первый день боев вражеских самолетов 72 были истребителями и только 34 бомбардировщиками. Помимо этого, силы истребителей в воздушном бою наращивались неорганизованно. В результате в большинстве случаев подразделения истребительной авиации фронтов вели бои с превосходящими силами противника и при этом сами несли большие потери.

Командир эскадрильи штурмовиков дает указания воздушному стрелку

В директиве начальника штаба ВВС Красной армии от 29 июля 1943 г. отмечалось: «В период своего наступления с 5 июля противник ввел в бой крупные силы бомбардировочной и истребительной авиации. В ходе ожесточенной борьбы за господство в воздухе наряду с хорошими сторонами в использовании нашей истребительной авиации был выявлен ряд серьезных недочетов». После вскрытия командованием воздушных армий недостатков в организации боевых действий и их устранения зоны патрулирования истребителей начали выносить на территорию, контролируемую противником, что позволяло перехватывать врага до его подхода к линии фронта. Группы различного тактического назначения в зонах эшелонировались по высоте, по фронту и в глубину. Были улучшены их взаимодействие и система управления истребительной авиацией. Через 3—5 дней боев оперативное господство в воздухе над всей Курской дугой перешло на сторону ВВС Красной армии.

В ходе обороны вражеские самолеты уничтожались не только в воздухе, но и на аэродромах. Так, на рассвете 5 июля 1943 г. 132 штурмовика в сопровождении 285 истребителей из состава 2-й и 17-й воздушных армий по указанию представителя Ставки ВГК по авиации генерала С. А. Худякова нанесли удар по аэродромам 4-го воздушного флота. Однако замысел — упредить действия противника, уничтожив крупные силы вражеской авиации на земле перед их разлетом на задания, — в полном объеме реализован не был. В связи с тем, что доразведка не организовывалась, на аэродромах удалось застать и уничтожить лишь 60 самолетов противника; остальные уже находились в воздухе.

С переходом советских войск в контрнаступление борьба за господство в воздухе вступила в новую фазу. Привлечение дополнительных сил советской авиации (1, 5 и 15-я воздушные армии) расширило размах этой борьбы. Одновременно с пятью воздушными армиями, усиленными восемнадцатью авиационными корпусами РВГК, над Курской дугой действовали почти все силы авиации дальнего действия и часть сил истребительной авиации ПВО (всего 5 тыс. самолетов — 60% всей авиации, находившейся на советско-германском фронте). Группировка люфтваффе на этом направлении к периоду наступления насчитывала не более 2,2 тыс. самолетов. Впервые в Великой Отечественной войне Красная армия начинала стратегическое наступление при столь выгодном соотношении сил авиации.

Из выполненных группировкой ВВС Красной армии за период контрнаступления 90 тыс. самолето-вылетов 32 тыс., или 35% всех вылетов, было затрачено на борьбу за господство в воздухе. В состоявшихся 1700 воздушных боях вражеская авиация потеряла свыше 2100 самолетов, кроме того, еще 145 боевых машин было уничтожено на аэродромах. Таким образом, общие потери авиации противника за время Курской битвы составили более 3700 самолетов; из них 3400 были уничтожены в воздухе, а это значит, что погибло примерно такое же количество летного состава высокой квалификации. Чтобы представить подлинное значение этих цифр, следует отметить, что мощная и многочисленная авиация США за весь 1942 г. вывела из строя лишь 327 немецких самолетов. Это в 11 раз меньше, чем было уничтожено за 50 дней битвы под Курском.

Тяжелые потери понесла вражеская авиация и на других участках советско-германского фронта: в Донбассе, Белоруссии, под Ленинградом. В итоге летне-осенней кампании 1943 г. вражеская авиация потеряла около 10 тыс. боевых машин, а за весь 1943 г. — более 20 тыс., что составило 80% всех самолетов, выпущенных промышленностью Германии за этот год. Еще большую проблему, чем восстановление численности самолетного парка, представляла необходимость восполнения потерь в летном составе. Общая квалификация вражеских летчиков упала; резко снизились и их морально-боевые качества. Это подтверждает и генерал вермахта К. Типпельскирх: «С 1943 г. уже никакими способами невозможно было ликвидировать безраздельное господство авиации противника в воздушном пространстве над районами боевых действий». Таким образом, после Курской битвы стратегическое господство в воздухе на советско-германском фронте бесповоротно перешло на сторону советской авиации.

С завоеванием стратегического господства в воздухе советским войскам были созданы благоприятные условия для подготовки и ведения боевых действий. Снизились потери ВВС Красной армии, в то время как урон, наносимый авиации противника, продолжал возрастать.

Значительных усилий потребовали прикрытие и поддержка танковых армий, действовавших в оперативной глубине. Так, в интересах 3-й гвардейской танковой армии использовалось до 600 самолетов, или 60% первоначального состава 15-й воздушной армии, то есть значительно больше того, что предусматривалось планом. Кроме того, по решению представителя Ставки ВГК по авиации, в полосе действий 3-й танковой армии действовали части авиации дальнего действия и 2-й бомбардировочный авиационный корпус соседней 1-й воздушной армии. Летчики, проявляя стойкость, самоотверженность и героизм, в самых трудных условиях одерживали победы.







Видеотека

-->

Яндекс.Метрика