Алгебра 7-9 классы. 20. Решение квадратных уравнений
- Подробности
- Категория: Алгебра 7-9 классы
ФОРМУЛЫ КОРНЕЙ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
Пусть дано квадратное уравнение Применим к квадратному трехчлену
те же преобразования, которые мы выполняли ранее, когда доказывали теорему о том, что графиком функции
с является парабола.
Имеем
Обычно выражение обозначают буквой D и называют дискриминантом квадратного уравнения
(или дискриминантом квадратного трехчлена
).
Таким образом,
Значит, квадратное уравнение можно переписать в виде
и далее
Любое квадратное уравнение можно преобразовать к виду (1), удобному, как мы сейчас убедимся, для того, чтобы определять число корней квадратного уравнения и находить эти корни.
Теорема 1
Если D <0, то квадратное уравнение не имеет корней.
Доказательство. Если D < 0, то правая часть уравнения (1) — отрицательное число; в то же время левая часть уравнения (1) при любых значениях х принимает неотрицательные значения. Значит, нет ни одного значения х, которое удовлетворяло бы уравнению (1), а потому уравнение (1) не имеет корней.
Пример 1. Решить уравнение
Решение. Здесь а = 2, b = 4, с = 7,
Так как D < 0, то по теореме 1 данное квадратное уравнение не имеет корней.
Теорема 2
Если D = О, то квадратное уравнение имеет один корень, который находится по формуле
Доказательство. Если D = 0, то уравнение (1) принимает вид Значит,
единственный корень уравнения.
Замечание 1. Помните ли вы, что абсцисса вершины параболы, которая служит графиком функции
? Почему именно это значение оказалось единственным корнем квадратного уравнения
? «Ларчик» открывается просто: если D = 0, то, как мы установили ранее,
Графиком же функции является парабола с вершиной в точке
(см., например, рис. 98). Значит, абсцисса вершины параболы и единственный корень квадратного уравнения при D = 0 — одно и то же число.
Пример 2. Решить уравнение 4х2 - 20х + 25 = 0.
Решение. Здесь а = 4, b = -20, с = 25, D = b2 - 4ас = (-20)2 - 4 • 4 • 25 = 400 - 400 = 0.
Так как D = 0, то по теореме 2 данное квадратное уравнение имеет один корень. Этот корень находится по формуле
Значит, .
Ответ: 2,5.
Замечание 2. Обратите внимание, что 4х2 - 20х +25 — полный квадрат: 4Х2 - 20х + 25 = (2х - 5)2. Если бы мы это заметили сразу, то решили бы уравнение так: (2х - 5)2 = 0, значит, 2х - 5 = 0, откуда получаем х = 2,5. Вообще, если D = 0, то ах2 + bх + с =
— это мы отметили ранее в замечании 1.
Теорема 3. Если D > О, то квадратное уравнение ах2 + bх + с = О имеет два корня, которые находятся по формулам
Доказательство. Перепишем квадратное уравнение в виде (1)
Положим тогда уравнение (1) примет вид
По условию, D > О, значит, правая часть уравнения положительное число. Тогда из уравнения (2) получаем, что
Ho , таким образом, задача свелась к решению двух уравнений:
Из первого уравнения находим
Из второго уравнения находим
Итак, заданное квадратное уравнение имеет два корня:
Замечание 3. в математике довольно редко бывает так, чтобы введенный термин не имел, образно выражаясь, житейской подоплеки. Возьмем новое понятие — дискриминант. Вспомните слово «дискриминация». Что оно означает? Оно означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к различным людям. Оба слова (и дискриминант, и дискриминация) происходят от латинского discriminans — «различающий». Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней.
Пример 3. Решить уравнение Зх2 + 8x — 11 = 0. Решение. Здесь а = 3, b = 8, с = —11,
D = b2 — 4ас = 82 - 4 • 3 • (—11) = 64 4- 132 = 196.
Так как D > 0, то по теореме 3 данное квадратное уравнение имеет два корня. Эти корни находятся по формулам (3)
Ответ: 1,
Фактически мы с вами выработали следующее правило: