Тепловозные дизели Д70
- Подробности
- Категория: Локомотивное хозяйство
В книге приведены основные технические данные различных модификаций тепловозных дизелей типа Д70. Изложены требования к их монтажу и установке на тепловозах. Описаны технология сборки и разборки, вопросы регулировки и испытания дизелей и отдельных агрегатов. Приведены способы контроля и устранения дефектов.
Книга рассчитана на локомотивные и ремонтные бригады тепловозных депо и ремонтных заводов, представляет интерес для инженерно-технических работников.
Дизели семейства Д70 относятся к дизелям средней быстроходности и могут использоваться не только как тепловозные для работы с электрической и гидравлической передачей, но и как судовые дизель-генераторы и стационарные установки. Целесообразность создания и постройки семейства дизелей Д70 заложена в их прогрессивных показателях и в первую очередь в высокой экономичности, в возможности развития 1Мощностного ряда с высокой степенью унификации.
При выборе основных параметров рабочего процесса и конструктивных особенностей дизелей типа Д70 учитывался опыт отечественного и зарубежного двигателестроения. Умеренные показатели по среднему эффективному давлению и скорости поршня (ре=18 кгс/см2 и ниже; ст=9 м/с и ниже) обеспечивают большой моторесурс дизельной установки в тепловозе — порядка 25 000— 30 000 ч, что является важнейшим параметром для железнодорожного транспорта. Коэффициент динамичности нарастания давления, величина максимального давления сгорания также выбраны умеренными, а коэффициент избытка воздуха обеспечивает высококачественное протекание рабочего процесса.
Дизели типа Д70 работают с высоким наддувом, когда мощность газовой турбины турбокомпрессора полностью расходуется на получение наддувочного воздуха (автономный турбокомпрессор), по рабочему процессу с продувкой цилиндра (ps>pT), т. е. когда давление выпускных газов ps ниже давления наддува рт. При проектировании дизелей Д70 этот вариант условно был назван вариантом А. Оптимальное сочетание основных параметров, определяющих рабочий процесс, обеспечило высокую экономичность дизелей. На заводе были проведены исследования, направленные на дальнейшее повышение экономичности дизеля путем использования избыточной мощности газовой турбины. Проведенные расчетно-исследовательские и экспериментальные работы показали возможность повышения экономичности дизеля Д70 за счет повышения давления выпускных газов до значений, превышающих давление наддувочного воздуха. Оптимальное противодавление рт в выпускном коллекторе достигается при условии Рч/Рв—1,25-^ 1,35 (продувка цилиндра отсутствует). Дизели, работающие по такому процессу, названы вариантом Б. В этом случае газовая турбина развивает мощность 1000 л. с. за счет высокого значения давления выпускных газов (pT^Ps при мощности дизеля 3000 л. с.), из которых 600 л. с. расходуется на привод наддувочного компрессора, а 400 л. с. избыточной мощности передается на коленчатый вал через редуктор.
На опытных стендах были получены все основные параметры дизеля Д70 варианта Б. Анализ полученных данных позволил сделать ряд выводов.
1. Кривая изменения удельных эффективных расходов топлива во всем диапазоне нагрузок не достигает своего минимума. Это позволяет увеличивать форсировку по наддуву. Более крутое протекание кривой удельного расхода топлива объясняется в основном уменьшением избыточной мощности силовой турбины.
2. Характер изменения се при снижении частоты вращения коленчатого вала дизеля остается аналогичным тому, который получен на дизеле при только наблюдается более крутое изменение нагрузочных характеристик.
3. Коэффициент избытка воздуха а изменяется более полого. На дизеле с высоким противодавлением характер протекания изменений суммарных коэффициентов избытка воздуха менее крутой, чем при работе по обычной характеристике. При уменьшении частоты вращения и нагрузки указанная разница все более сглаживается, так как уменьшается разность на обоих дизелях по рт.